фото форум, общение фотографов, обсуждение фототехники, купля б/у фототехники, продажа фототехники
Фотографы Харькова. Энциклопедия :  Форум фотографов The fastest message board... ever.
информация об известных фотографах Харькова, биографии, статьи, работы. 
Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900)
Отправлено: Avdoshyn ()
Дата: 20 February 2007 14:01

Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900). Подпоручик, житель г. Харькова. В 1873 г. устраивал вместе с Иониным А.И. кирпичный завод на своей земле в Саржином Яру. Владелец одной из первых фотомастерских в Харькове (1856-1883). В 1885-1886 годах в мастерской Досекина работал его сын Николай. См. в частности об этом: ХОГА. Ф. 3. Оп. 281. Д. 106; Парамонов А. Энциклопедия фамилий Харьковской губернии. Книга первая. Х.: Райдер, 2003. С. 83; Титарь В. Василий Досекин: материалы к истории харьковской фотографии. // Харьковский исторический альманах (Харьков). 2003

Re: Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900)
Отправлено: Avdoshyn ()
Дата: 20 February 2007 14:02

Первый фотограф (Василий Досекин).
[1stolica.com.ua]

Середина XIX века. Крымская война. Харьков - на военном положении. Бесконечные повозки с ранеными, тянущиеся к госпиталям, выздоравливающие солдаты и офицеры на улицах. Некоторые из них остались в Харькове навсегда - как молодой подпоручик Василий Досекин.

Как раз в это время мир был буквально болен новым открытием, сулившим невиданные возможности. Как и всякая новинка, открытие вызвало шквал восторгов и нападок. О ней, этой таинственной незнакомке, властно вторгшейся в технический прогресс говорили с восхищением: "Она прекрасна, но никто не должен это признать". Или с печалью: "Живопись умерла, потому что появилась фотография".

Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнее человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно 1000 лет. Еще арабский математик Х века Алдахен из Барсы заметил природный феномен перевернутого изображения. В начале XIX века к возможности закрепить полученное изображение подошли настолько близко, что оставалось только проявить предприимчивость. И вот, не самый образованный, зато самый ловкий из первопроходцев фотографии французский художник Дагер оформил патент на изображение метода, названного им в честь самого себя (как видно, скромность не принадлежала к числу его недостатков): дагеротипией. А спустя 10 лет филадельфийская газета писала: "Не может взорваться пароходный котел, или своенравная река выйти из берегов, садовник не может убежать с богатой наследницей, или преподобный епископ совершить неблагоразумный поступок без того, чтобы честный дареготип не поведал об это всему миру".

Появились фотографии европейских архитектурных памятников и Аравийской пустыни, Мексиканской и Крымской войн. В Нью-Йорке стали издавать 2 журнала, посвященных фотографии, а Лондонский университет включил фотографию в программу учебных дисциплин. А что же Россия? Феодальная, отсталая консервативная… Быть может, в других сферах жизни, но только не в области фотографии. Уже в 40-е прошлого столетия первые русские фотохудожники Греков, Левицкий, Деньер поражали мир своим мастерством и техническими усовершенствованиями процесса фотосъемки. Постепенно волна увлечения фотографией докатилась и до российской провинции как раз тогда, когда 29-летний бывший боевой офицер Василий Досекин решил обосноваться в Харькове и подыскивал достойное занятие. Досекин происходил из купеческой семьи, однако склонностью к бизнесу не обладал.

К великому огорчению родственников, осудивших его за столь неподобающий выбор, Досекин открывает первую в Харькове фотографию. Это волнующее событие состоялось в середине ноября 1858 года. Поначалу таинственную лабораторию и царившего в ней чародея -фотографа обходили десятой дорогой. Но любопытство постепенно привлекло к фотоателье даже консервативно настроенных обывателей. Очень быстро харьковчане поняли, что бояться нечего. И даже почувствовали прелесть нового изобретения: не надо позировать художнику, изнывая от долгих сеансов, не надо платить бешеные деньги за портрет. Несколько минут - и вы обладатель твердой картонной карточки форматом 5,5х8 светло-коричневого цвета. На обратной стороне надпись: "Фотография Досекина. Екатирославская, 3. Город Харьков". Василий Сергеевич не отказывал никому, и наряду с фотографиями ничем не примечательных обывателей сохранились документы поистине исторического значения. Например, фотография декабриста Розена, жившего в Харьковской губернии в 60-е гг.

Досекин был первым, кто запечатлел неповторимый облик харьковских улиц середины XIX века, и, впоследствии именно его фотографии использовал в своем труде Багалей. А однажды (и это уже был верх популярности и предел мечтаний) Евлалия Кадмина, прекрасная, загадочная и очень несчастная актриса, блиставшая в то время на харьковской сцене, заказала Досекину свой фотопортрет. Так началась их дружба. Кадмина жила напротив. На глазах Василия Сергеевича разворачивался ее короткий трагический роман и произошла ее внезапная и оттого еще более страшная смерть в неполных 28 лет. Вскоре после этого Досекин оставил карьеру фотографа, передав свое дело сыну. Но фотографии Евлалии Кадминой так и остались на стенах его кабинета - до самой смерти.

С тех пор прошло более 100 лет. Но благодаря работам пионеров фоторепортажа мы имеем возможность реально представить события, столь далекие от нас. Но вот что интересно: за полтора века существования фотографии технический процесс изменился до неузнаваемости, а исторические и художественные задачи остались почти такими же. В подборках снимков оживают ситуации, события, но, прежде всего - люди.

Наталья Шубенко

Re: Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900)
Отправлено: Avdoshyn ()
Дата: 20 February 2007 14:04

ФОТОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ ДОСЕКИНА
[www.photograf.rider.com.ua]

В начале XX в. Харьковским губернатором было распространено циркулярное распоряжение о сохранении старинных изображений г. Харькова, гравюр и фотографий. Фотографии Харьковского фотомастера Василия Сергеевича Досекина (1829-8.05.1900) стояли на первом месте.

Конечно, в Харькове и до Досекина были фотографы, первым считают ювелира Василия Зайцева, который открыл фотографию в 1851 г., его фотографии до сего дня неизвестны. Его преемник Яков Данилевский занимался не только фотографией, но и попыткой удешевить ее процесс. Фотографий Данилевского сохранилось единичное число, главным образом портреты, хотя этот мастер много путешествовал по Харьковской губернии, снимал уездные города и природу. Наиболее известным фотохудожником, запечатлевшим Харьков середины XIX столетия, стал Василий Досекин. Именно его фотографии украсили альбом Д.И. Багалея к книге «История города Харькова за 250 лет его существования». Сегодня те немногие фотографии, что сохранились у харьковских коллекционеров, оцениваются в приличную сумму денег. Четыре снимка из коллекции Харьковского частного музея городской усадьбы как никогда ярко раскрывают талант В. Досекина. На фотографиях улица Сумская, виды в начале улицы и наверху, у Таракановского переулка. Не менее примечательна фотография Х.Д. Алчевской (публикуется впервые), а свой автопортрет с дочерью и внуками, просто гениален по своему замыслу.
Подпоручик В. Досекин приезжает в Харьков с однополчанином капитаном Аркадием Иониным на излечение после ранений, полученных при обороне Севастополя в 1856 г. А. Ионин уроженец Лебединского уезда помог приятелю быстро освоиться в среде Харьковского дворянства. Еще во время боевых действий В. Досекину довелось познакомиться с фотографической техникой в руках корреспондента из Санкт-Петербурга. Процесс изготовления фотографии его очаровал. Окрепнув после ранения он открывает в Харькове фотографическое заведение в доме купца Кузина по ул. Екатеринославская 3. Досекин первое время не делал крупных снимков, ограничиваясь форматом 5,5 на 8 см, что существенно удешевляло фотоснимки. Они были великолепного качества, приятного светло-коричневого оттенка, с большой глубиной резкости, этим и объяснялся успех «Фотографии В.С. Досекина». В последующем, когда фотография становится популярной и доступной большинству населения, он возвращается к стандартным, общепринятым форматам фотографии.
В 1857-1861 гг. В. Досекин много фотографирует г. Харьков, благодаря ему мы имеем представления о старых харьковских жилых зданиях, присутственных местах, храмах, здании первого вокзала. На его фотографиях хорошо видны названия магазинов, имена владельцев, надписи на афишах, предметы того времени. Интересно, что В. Досекин не имел официального разрешения на работу фотографического заведения, что объяснятся просто, такие разрешения стали выдавать только с 1865 г., когда его заведению было уже восемь лет. Узнали о его отсутствии только в 1885 г. при передаче заведения сыну В. Досекина – Николаю.
Фотография была не единственным источником доходов В.С. Досекина. В начале 1873 г. он начал вместе с А. Иониным строительство кирпичного завода. К апрелю в дачах Саржина Яра, с левой стороны шоссе Харьков-Курск, были возведены первые несколько построек: семь сараев для просушки кирпича и печи по системе Гофмана. Завод стал работать с 1874 г. довольно успешно. В последующие годы А. Ионин не значится среди владельцев завода, а В. Досекин становится Харьковским купцом 2-ой гильдии.
Курьезный эпизод произошел с рабочими завода В.С. Досекина в июле 1899 г., когда они проходили через Благовещенский базар и увидели толпу народа, читающую брошюру профессора Фальбе «Конец света 13 ноября 1899 г.». Некоторые из них купили брошюры и читали в казармах. Страх перед смертью охватил людей, одни уходили по своим домам, другие не работали. 30 июля рабочие пришли к управляющему заводом В. Гюльцгофу и объявили о своих опасениях, из-за которых не хотят выходить на работу. «Забастовка» перекинулась на ближайший кирпичные заводы Поляна, Кларка, братьев Денисовых. Только 2 августа рабочие успокоились, благодаря постоянным беседам с Харьковским уездным исправником и фабричным инспектором. Интересно отметить, что наказан никто не был, изъяты были только брошюры.
Сохранился в Харькове дом, построенный В. Досекиным по ул. Сумская 90. Здесь в гостях у радушного хозяина бывали художники, писатели, артисты, как Харьковские так и гости из Москвы и Санкт-Петербурга, среди них друг Н.В. Досекина – художник В.А. Серов. На протяжении многих лет в доме Досекиных сдавалось бесплатно жилье студентам-медикам. Одним из студентов был будущий известный в Харькове врач П.И. Шатилов. Дочь В. Досекина – Мария стала его женой, а в качестве приданного получила земельную дачу на окраине Харькова – дачу Шатиловой, от которой он и сегодня носит название Шатиловка. Из других детей В. Досекина известны художник пейзажист и маринист Николай (1863-1935), график и фотограф Алексей (1865 - ? ), а также дочь Анна умершая в младенчестве.
Жаль, что в городе, который В. Досекин полюбил, подарил ему свой талант и мастерство, не сохранили мы улицу с его именем (нынешняя улица Ленина), его надгробие на Усекновенском кладбище. Он жив только в памяти немногих посвященных в его творчество людей.

Андрей Парамонов

Re: Досекин Василий Сергеевич (1829 – 1900)
Отправлено: Avdoshyn ()
Дата: 20 February 2007 14:18


Сыновья Джона Юза
Юз Джон Джеймс (сидит) и Юз Айвер - директора-распорядители Юзовского завода Новороссийского общества.
Фото Досекина В.С. Харьков, 1880-е гг.



Бахрушин Владимир Александрович (1853-1910)
Фото Досекина В.С. Харьков., 1870-е гг.


Із серії «Вулиці Харкова», 1856 - 1858







Ваше имя: 
Ваш E-mail: 
Тема: 
Присоединить файл
  • Разрешённые вложения: jpg, gif, pdf, xls
  • Файл не может быть больше 500 KB
  • 50 вложений может быть присоединено к этому сообщению.
Пользователи он-лайн: nanastasija.kujan
Гости: 136
Максимальное число пользователей: 38, 17 October 2011 22:16
Максимальное число гостей: 10528, 21 June 2016 03:56
This forum powered by Phorum.